понедельник, 1 января 2018 г.

Монтировка (фомка, мини-ломик)

Посвящается выживальщикам, шофёрам, грузчикам, тем кто участвует в ремонтах и любителям игры Half-Life.


Монтировка - это ручной ударный и рычажный инструмент.
Обычно монтировка представляет собой металлический стержень с остро заточенными или расплющенными концами (либо с одним острым коническим и другим плоским).
Монтировка напоминает лом, но имеет меньшие размеры, что обеспечивает удобство использования и работу в условиях ограниченного пространства.
Монтировка - это простейший инструмент, не требующий при эксплуатации электроэнергии, топлива и ремонта. А срок службы ограничен только коррозией и прилагаемыми нагрузками.


Область применения

- раскалывание твёрдых предметов: крупных кусков каменного угля, камня, льда и т. д... Хотя использование в этом качестве обычного лома намного удобнее.
- перемещение тяжестей на небольшие расстояния (работа монтировкой как рычагом)
- в качестве аварийного инструмента на случай пожара и др. чрезвычайных ситуаций.
- в качестве оружия (хотя это его далеко не главное назначение)
- использование монтировки в качестве универсального ключа. Иногда эта необходимость может возникнуть у вас, а может быть использована для совершения кражи (взлома) преступниками. Жаргонное название «фомка» придумано ворами для обозначения небольшой монтировки для взлома замков, дверей и пр.
- использование в качестве гвоздодёра
- и др. Всё ограничено вашей фантазией и видом монтировки.


Виды монтировок

Монтировки могут иметь самые разные конфигурации. Приведу самые распространенные варианты

S-образная монтировка.

Самый популярный вариант, отличающийся удобством и универсальностью применения. Одна сторона приспособления выгнута полукругом как на фото, а вторая сделана в форме лопатки и отогнута под углом примерно 30 градусов.

На закругленном конце может быть прорезь, чтобы использовать монтировку как гвоздодер.

Если вам нужен вариант «на всякий случай», которым можно и окно снять, и колесо разобрать, то приобретайте именно эту конфигурацию.

Прямая монтировка.

Этот вариант чаще всего используется в автомобильной сфере. Одна сторона выполнена в виде расширенной и слегка согнутой лопатки, а вторая чаще всего заострена. Встречаются варианты, в которых расплющена только одна сторона.

Простое приспособление, которое чаще всего используется как рычаг при разборке или поднятии тяжелых предметов.


Прямая монтировка с ручкой.

Это современное исполнение, в котором для удобства на торец надета ручка из резины. Рабочая сторона выполнена в форме лопатки, которая может иметь разные размеры и разный угол наклона.

Наличие ручки повышает безопасность использования, инструмент не выскальзывает из рук и им намного удобнее работать.


Плоская монтировка.

монтажка
Этот вариант используется в автомобильной сфере и в народе называется обычно называется монтажкой.

Изготавливается из стальной полосы и может иметь разную длину.

Такое приспособление продается в автомагазинах и идеально подходит для разборки шин.

Использовать плоскую монтажку для сложных и тяжелых работ не стоит, ее прочность намного ниже, чем у стандартных вариантов, и вы, скорее всего, согнете инструмент.

Г-образная монтировка.

Напоминает S-образную монтировку описанную выше, но в отличие от него один конец просто загнут, а не выгнут полукругом. Этот вид изделий чаще всего имеет небольшой размер ( обычно до 400 мм) и используется в местах с ограниченным доступом.

Как видно на снимке, одна сторона выполнена в форме гвоздодера, приспособлением такой конфигурации очень удобно вынимать старые гвозди.

Г-образная монтировка с ручкой.

Чаще всего используется в качестве гвоздодера при проведении плотницких и других подобных работ. Но при необходимости инструмент можно применять и для других целей.

Очень удобное и компактное приспособление.




Материалы для изготовления монтировки.

Основным материалом для изготовления монтировок является среднеуглеродистая сталь (например, ст. 30, ст. 45, ст. 50).
В редких случаях применяется нержавеющая сталь (работа в коррозионной среде) или титан.
Титановые монтировки имеют небольшой вес и большими по сравнению с обычными монтировками прочностью.. Но у них есть большой минус - они дороже обычных.


Рекомендации по выбору монтировки

Ниже приведены критерии, на которые нужно обратить внимание при выборе монтировки.

Длина монтировки.

Этот показатель может варьироваться от 30 до 85 см. Выбирать стоит тот вариант, который лучше всего подходит для выполняемых работ. Так для снятия шин на мотоциклах хватит варианта на 300 мм, для автотранспорта - 450 мм, для демонтажа оконных рам — 600 мм;

Толщина монтировки.

Тут все просто: чем толще элемент, тем он прочнее и надежнее. Но вместе с тем, массивные варианты весят намного больше и не всегда есть потребность в высокой прочности, иногда достаточно и тонкого металла (например, плоская монтировка шофера отлично подходит для разборки колес).
Если вам важна прочность, то выбирайте изделия овального сечения, они намного жестче, чем обычный круг.

Качество изготовления.

Определить прочность металла на глаз сложно, но можно оценить обработку изделия и исходя из этого, сделать выводы. Расширения на концах должны быть ровными и качественно обработанными, на поверхности металла не должно быть раковин, заусенцев и других повреждений. Слой краски или гальваническое покрытие должны быть равномерными, без повреждений

Конфигурация.

Выше были указаны виды монтировок. Вам же нужно определиться, какой вид монитровки лучше всего подходит в вашей ситуации и, исходя из этого, подобрать оптимальное решение. Иногда проще купить два инструмента разных размеров, чтобы выполнять различные работы с максимальным удобством.


Как работать монтировкой

Ничего сложного в работе с монтировкой нет. Надо придерживаться нескольхи простых правил:
- не следует налегать на монтировку всем телом, особенно в тех случаях, когда нет сильного упора на ноги. Потому что во время работы можно не только потерять равновесие, но и упасть. Особенно это опасно, если работа выполняется на высоте.
- во время выдергивания гвоздей или других элементов, важно, чтобы монтировка была направлена в противоположную сторону от работника и что бы рядом никто не стоял. Т.к. в работе используются силовые нагрузки и случайный удар инструментом может быть довольно травмоопасным.
- во время выдергивания мелких соединительных предметов (гвоздей и т.п.) монтировкой нужно следить за тем, чтобы эти предметы не вылетали в стороны, а лучше – оставались между зубчиками инструментами.
Важно, чтобы при этом хороший упор был на ноги. Затем следует зацепить гвоздь или другой элемент зубчиками лома и обратить внимание, чтобы шляпка элемента была закреплена плотно, и в процессе работы она не соскользнула. Остается взять инструмент за заднюю часть крепко обеими руками и резким ударом выдернуть элемент. 


Хранение монтировки

Так как монтировка, как правило, изготовлена из обычного углеродистой стали, значит главный враг его – это коррозия. Поэтому рекомендуется монтировку хранить в сухом помещении. Если же это вентилируемый гараж или подвальное помещение, то лучше завернуть инструмент либо в плотную ткань, либо в плотную бумагу. 
Читал, что некоторые хозяева обмазывают монтировку тонким слоем машинного масла (иногда упоминалась отработка). Это хороший способ уберечь от появления ржавчины. Но считаю такой способ целесообразным только при длительном хранении или если в месте хранения монтировки большая влажность.
Еще один хороший способ - покрасить монтировку.

Если же местами все-таки проступила ржавчина, то от нее можно быстро избавиться. Можно воспользоваться для этого наждачной бумагой. Те места, которые подверглись коррозии, надо тщательно потереть. Затем обтереть монтировку сухой тряпкой и покрыть поверхность небольшим количеством машинного масла (вполне подойдет и переработанное). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий